МТС завершила первый этап подключения школ к системе фильтрации опасного контента
Добавь статью МТС завершила первый этап подключения школ к системе фильтрации опасного контента в сервис социальных закладок.
МТС завершила первый этап подключения школ к системе фильтрации опасного контента
Оператор мобильной связи «МТС Украина», 100%-ная дочерняя компания ОАО «Мобильные ТелеСистемы» и Одесская национальная академия связи (ОНАС) им. А.С. Попова объявляют о завершении первого этапа работ по обеспечению компьютерных классов украинских школ системой фильтрации опасного контента в рамках проекта «Мобильный интернет от МТС в школы».
В рамках совместной инициативы, «МТС Украина» и ОНАС им. А.С. Попова в 2011 году планируют обеспечить системой фильтрации 50 детских учебных заведений. На данный момент 20 учебных заведений, включая школы Харькова, Одесской, Сумской и Киевской областей, уже подключены и пользуются системой ограничения доступа к нецелевым ресурсам интернета. На очереди - оснащение системой фильтрации контента учебных заведений Черниговской области.
«В рамках этого проекта на серверные платформы, которыми оснащаются школы, устанавливается не только фильтрующее программное обеспечение, но и ряд таких необходимых для любой современной школы программных продуктов, как веб-сайт школы, форум, библиотека электронных изданий, в которой учителя могут размещать электронные версии учебных пособий, школьный сервер электронной почты, благодаря которому каждый ученик получил возможность завести собственный почтовый адрес, и многое другое. Кроме этого, в рамках проекта создан каталог полезных ресурсов: научных журналов, электронных библиотек и других материалов, который помогает учителям и ученикам сориентироваться в огромном количестве информации, публикуемой в сети Интернет», – отметил проректор по научной работе ОНАС им. А.С. Попова, кандидат технических наук Вадим Анатолиевич Каптур.
Программное решение, разработанное специалистами ОНАС им. А.С. Попова, призвано защитить юных пользователей от опасного и аморального контента. Данная инициатива также является развитием проекта «Мобильный интернет от МТС в школы», в ходе которого МТС уже предоставила широкополосный скоростной интернет-доступ 100 детским учебным заведениям преимущественно в пригородах и сельских районах, где недоступно проводное подключение.
О системе ограничения доступа к нецелевым ресурсам Система ограничения доступа к нецелевым ресурсам интернета – разработка ОНАС им. А.С. Попова, которая в 2010 году в качестве пилотной инициативы была установлена в девяти учебных заведениях Одессы, Николаева и Херсона, участвующих в проекте «Мобильный интернет от МТС в школы». Эффективность данной системы с точки зрения ограждения детей от негативной информации в интернете была протестирована учителями этих школ, специалистами Академии, а также специалистами информационной безопасности МТС.
В основу системы положен принцип установки в каждом заведении (школе, вузе, государственном или частном учреждении) proxy-сервера, на котором размещается копия центральной базы данных запрещенных к просмотру ресурсов. Пользователи компьютерной сети определенной организации получают доступ в интернет исключительно через proxy-сервер. При каждой попытке получения доступа к тому или иному ресурсу proxy-сервер проверяет, не внесен ли ресурс в базу данных. Если такой сайт размещен в базе запрещенных ресурсов – доступ к нему блокируется, а пользователь видит на экране компьютера соответствующее сообщение.
За время существования системы в базу включено более миллиона записей в таких категориях, как порнография, online-игры и казино, музыка, видео и т.д. Обновление базы данных нецелевых ресурсов осуществляется в автоматизированном режиме за счет централизованной обработки служебных журналов, поступающих от всех proxy-серверов, подключенных к системе. На базе информационного центра, развернутого при ОНАС им. А. С. Попова, группа экспертов в соответствии с разработанными критериями проводит ежедневный анализ наиболее посещаемых ресурсов с последующим дополнением базы данных и ее рассылкой по всем установленным proxy-серверам.
Преследуя цель не только оградить пользователей от негативной информации, но и дать им альтернативу, разработчики проекта создали каталог полезных ресурсов (научных журналов, электронных библиотек и т.д.) просмотреть который предлагается пользователю, попавшему на страничку с уведомлением о блокировании доступа. Внедрение дополнительных возможностей в систему ограничения доступа (фильтрация на уровне DNS, создание единого облака фильтрации контента и т.д.) позволили уменьшить затраты на подключение новых объектов к системе, что позволит в дальнейшем расширить данную инициативу на большее количество учебных заведений.
Разработанная ОНАС им. А.С. Попова «Система ограничения доступа к нецелевым ресурсам сети Интернет» получила широкую поддержку общественности как в Украине, так и за ее пределами.
Во время презентации проекта в Международном союзе электросвязи в рамках первого собрания Рабочей группы Совета Международного союза электросвязи (МСЭ) по вопросам защиты детей в online-среде (Женева, Швейцария), а также на Форуме по кибер-безопасности для Европы и СНГ (Москва, Российская федерация) проект был высоко оценен экспертами Союза, что позволило принять решение о проведении на базе ОНАС им. А.С. Попова в апреле 2011 года международного семинара «Комплексные аспекты защиты детей в сети Интернет» с последующим созданием опытной зоны проекта на территории Европы и СНГ.
Учитывая успешное развитие проекта и его потенциальные возможности, в сентябре 2010 года между Государственной администрацией связи Украины и Национальной академией педагогических наук Украины заключен договор, предусматривающий развитие системы ограничения доступа к нецелевым ресурсам интернета.
Среди ближайших перспектив развития системы: • создание удобного интерфейса настройки системы фильтрации для сотрудников учебных заведений; • создание бесплатных зон Wi-Fi (работающих через систему фильтрации) на территории учебных заведений, подключенных к системе ограничения доступа; • использование установленных аппаратных комплексов для повышения уровня информатизации школ (например, за счет внедрение электронных систем хранения учебных материалов).